Вертинского и Холодную навсегда разлучила эпидемия «испанки»: что упущено в сериале
Новый сериал про русского шансонье Александра Вертинского с большим интересом смотрит отечественный зритель. В первых сериях уже показаны некоторые «штрихи» переломного для страны начала ХХ века. Однако создатели, хоть и продемонстрировали пугающие реалии военно-революционных лет, не стали использовать явно козырную сейчас «карту».
Исходя из начала сериала, то лучшим решением с точки зрения рейтинга было бы более объемное раскрытие темы между Александром Вертинским и Верой Холодной, учитывая то, что любовь между ними действительно была. Но, как пишет «МК», беря в расчет свидетельства тех лет, показанное на экране и то, что происходило в жизни, разнится. Впрочем, завязка этого любовного сюжета вполне соответствует мемуарам.
Русский и советский эстрадный артист, который работал добровольцем-санитаром в группе военно-санитарного поезда, происходит разговор с одним из раненых офицеров, Владимиром Холодным. Последний, узнав что Вертинский в скором времен намерен отправиться в Москву, просит композитора передать весточку его супруге Вере. Таким образом, в 1915 году состоялась судьбоносная встреча двух талантливых людей.
Что касается создателей серила, то ими предложена своя «максималистская» версия. Отношения влюбленных развиваются до максимального пика: Холодная, будучи замужем и матерью двоих детей, не может устоять перед напористым поэтом, быстро поддавшись на его ухаживания. Как результат: близость между ними.
Однако развитие этой темы - это значит идти против истины. На этом фоне в сериале уже предлагается финальная сцена с окончанием страстного романа влюбленных. Из госпиталя возвращается супруг Холодной, и она ради семьи принимает решение пожертвовать любовью. Но вот реалии жизни были гораздо сложнее...
Вертинский и Холодная были, конечно же, влюблены. Однако сильно вспыхнувшие между ними чувства не привели их к реально близким отношениям. В этом нисколько не сомневаются свидетели событий тех лет. Именно русская актриса немого кино не допускала этого. Скорее всего именно её возлюбленный и стал инициатором отъезда «королевы экрана» из неспокойной столицы в Одессу, где она продолжала сниматься.
И, где бы не выступала Холодная в свободное от съемок время, она порою появлялась перед публикой с Вертинским. Один из очевидцев поделился, к примеру, что на одном из концертов пара исполнила страстное танго.
И, как само собой разумеется у поэтов, Вертинский посвящал стихи любимой женщине, примером чего является произведение 1916 года «Ваши пальцы пахнут ладаном». Примечательно, но актриса попросила кумира эстрады первой половины XX века убрать убрать написанное вверху листа с текстом посвящение ей. Её испугал похоронный, траурный лейтмотив произведения «Сам Господь по белой лестнице Поведет вас в светлый рай…», и пожелание было исполнено поэтом. Однако узнав о скоропостижной смерти Холодной, поэт вернул первоначальное посвящение: «Королеве экрана – Вере Холодной».
Учитывая нынешнюю пандемию и её плачевные реалии, казалось, было бы выигрышно включить в сериал эпизоды тех пугающих событий, связанных с «испанкой». Беря в расчет то, что эпидемия достаточно сильно ударила по Одессе, где обосновалась Холодная. Это привело к печальному финалу: актриса, согласно официальной версии, умерла именно от опасной болезни.
А что же говорят публикации тех лет? Одесса стала одной из первых российских городов, которые столкнулись с унесшим жизни многих людей заболеванием. Первые случаи инфицирования там были зафиксированы в в мае 1918 года.
«В 1918-1919 гг. Одесса переживала два крупных бедствия: жесточайшую гражданскую войну и не менее жестокую эпидемию «испанского гриппа». Население было в состоянии полнейшей дезорганизации. Санитарное бюро при Городской управе оказалось совершенно беспомощным в борьбе с эпидемией», - писали в газетах.
Также Михаил Тизенгаузен, заведующий патологоанатомическим кабинетом Старой больницы, отмечал, что с особой силой пандемия разбушевалась в конце лета 1918 года. Первые летальные случаи от «испанки» начали фиксироваться в конце лета. После этого смертность несколько сократилась, но с наступлением холодной погоды снова увеличилась. За четыре месяца в медицинском учреждении умер 271 человек, все – от пневмонии.
Все случаи вскрытия умерших показывали нахождение в органах воздушного дыхания изменения воспалительного характера - типичный для пандемии тех лет характер.
Но, стоит отметить, что карантинные ограничения в Одессе не объявлялись, не приостанавливалась работа театров, ресторанов, студенты продолжали обучение. Исследования показали, что максимальная смертность от смертельной болезни за период 1918-1919 гг. была выявлена среди лиц в возрасте от 20 до 30 лет ( 30% умерших). И как раз в эту возрастную группу входила Холодная, как и сам Вертинский.
Поэту повезло, его миновала опасная болезнь, но Холодная столкнулась с ней в первую же волну. И подкосил «испанский грипп» звезду сцены внезапным образом. Актриса после выступления возвращалась в гостиницу, но сани роковым образом перевернулись и она промокла, очутившись в снегу. Как результат: переохлаждение организма, видимо, спровоцировавшее быстрое заражение эпидемическим гриппом.
По воспоминаниям сестры Холодной, болезнь у «королевы экрана» кинематографа России начала XX века протекала особенно тяжело, врачи сравнивали состояние актрисы с легочной чумой. И, коварное заболевание сделало свое дело, всего через несколько дней знаменитость ушла из жизни.
Так как жизнь Холодной оборвалась так внезапно, пошли слухи, что подкосил актрису вовсе не «испанский грипп». Ходили кривотолки, что причиной её ухода из жизни было убийство на почве ревности. И тут же был определен претендент на роль душегуба, которым стал французский консул Эмиль Энно, который якобы подарил актрисе отравленный букет цветов.
Была и другая версия, якобы к смерти Холодной причастен генерал Гришин. В любом случае ни одна криминальная версия не была подтверждена.
Холодная была похоронена в часовне на кладбище в Одессе. Предполагалось, что это временная мера, чтобы после установления порядка в Москве была возможность перевезти прах туда. Однако, этому не суждено было сбыться, так как новую власть совершенно не интересовали останки знаменитой в дореволюционной России киноактрисы. Кроме того, старое одесское кладбище сровняли с землей в начале 1930-х в целях установления на этом месте парка. Уничтожена оказалась и часовня, в которой находилась могила скоропостижно скончавшейся «королевы экрана» кинематографа России начала XX века, по материалам «МК».
Также в новостях: Актеры фильма «Место встречи изменить нельзя», роли которых остались незамеченными.
Бер Илья Леонидович, Антивоенное этническое движение «Новая Тыва» (New Tuva), Общество с ограниченной ответственностью «Три «Ч», Транс, «Совет матерей и жен», Лада, Кац Максим Евгеньевич, Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Радио свобода, Кавказ.Реалии, Региональная общественная организация содействия просвещению граждан «Информационно, Автономная некоммерческая организация «Свободное слово», Фонд «Центр гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ», Интернет, признаны в РФ иностранными агентами.